Вы спрашиваете…1. Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?
Мы отвечаем…Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Родителям важно знать уровень сформированности положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования интереса к ней.
Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими.
Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать его сознание, чувство, создаст положительную установку на учебу в школе.
Вы спрашиваете…2. Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?
Мы отвечаем… Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко именно из-за недостаточности физического развития, физических качеств, некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Из-за недостаточности развития «мышц ловких» у ребенка могут возникнуть такие графические ошибки, как описки, пропуски букв.
Вы спрашиваете…3. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?
Мы отвечаем…Ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще недостаточно развита воля.
Произвольным, т.е. управляемым, должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление.
Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.
Вы спрашиваете…4. В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?
Мы отвечаем…При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.
Вы спрашиваете…5. Какие советы вы можете дать по воспитанию «чувства долга» у дошкольника?
Мы отвечаем…Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга» главное не «долг», а «чувство». А чувство воспитывается не окриком: «Ты должен сделать!». Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на наше чувство, на нашу любовь и понимание.
Вы спрашиваете…6. Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?
Мы отвечаем…Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения следует вводить безоговорочно, и твердо придерживаться относительно принятого решения. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так, как взрослый, поэтому лучше смотреть телевизионную программу вместе и обсуждать с ребенком впечатления от увиденного.
Вы спрашиваете…7. Почему дети неодинаково овладевают чтением, письмом? Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в школе их учит один и тот же учитель?
Мы отвечаем…Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но главная - у ребенка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности.
К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски бумаги разного цвета и размера и с помощью их учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал что делает.
Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об изображенном. Развивая речь ребенка, можно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем дошкольном возрасте становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.